КАК ПРОВОДИТ ДУША
ПЕРВЫЕ СОРОК ДНЕЙ
ПО ИСХОДЕ
ИЗ ТЕЛА


Учение Православной Церкви о мытарствах,
о загробном состоянии душ человеческих и о днях
церковного поминовения усопших
Учение Православной Церкви о мытарствах


ытарствами, по учению Церкви,
называются судилища, или места временной остановки душ по ис­ходе из тела в воздушном пространстве, где духи зла, задерживая души усопших, облича­ют грехи, совершенные ими в земной жизни, до разлучения с телом.
Души усопших при восхождении от зем­ли на небо для поклонения Богу до кончины мира и дня Страшного Суда в сопровожде­нии ангелов проходят воздушное простран­ство и истязаются духами зла на мытарствах, число коих, по словам преп. Феодоры в виде­нии Григорию, ученику преп. Василия Ново­го, равно двадцати.
Каждое мытарство обличает свой, особен­ный, род греха, и в распределении их наблю­дается замечательная последовательность: от менее тяжких до менее простительных.
Так, на первом мытарстве истязуются гре­хи слова, общие всем людям, — праздносло­вия и сквернословия, а на двадцатом — грехи исключительно противохристианские — бес­сердечия и жестокости.
Конечно, большему истязанию подверга­ются на этих мытарствах души тех, кто на земле жил в откровенном противлении Гос­поду, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Еф. 2, 2).
Но и христиане, склонные ко греху, под­дающиеся соблазнам и дающие возможность порочным страстям укореняться и греховным привычкам возрастать в душе, подвергнутся, по справедливости, истязаниям на мытарствах.
Все мы, люди, так или иначе, больше или меньше, грешны; поэтому мы не должны ус­покаиваться на утешительной мысли о мило­сердии Божием, которого не может превысить ни один грех на земле.
Уповая на милость Божию, мы, тем не менее, должны не отлагать всякое попечение о душевном спасении нашем, а из всех сил трудиться над усовершенствованием своим в духе учения Христова.

Как естественный возраст наш определя­ется не одними годами, но и пережитыми в эти годы страданиями и заботами, так и мера исполнения возраста Христова достигается духовными подвигами и усвоением доброде­телей, умерщвлением плотских, земных по­желаний и покорностью тела духу, который, основываясь на правой вере, признает цель временного земного существования в вечной и небесной жизни.
Возможная на земле, достижимая людь­ми во свете Христова учения праведность яв­ляется единственным средством для избежа­ния нами опасности обличения за свои грехи духами зла.
Станьте, научает нас св. апостол Павел, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности... а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раска­ленные стрелы лукавого и шлем спасения возьми­те, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14,16-17).
Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8, 31)?
Древность и подлинность учения о мытар­ствах свидетельствуется тем, что еще св. апо­стол Павел писал христианам Церкви Ефес-ской: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и пло­ти, но... противмироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11-12).
Указание на существование мытарств можно проследить по письменным памятни­кам христианской древности, начиная со П века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражать­ся с IV века, — с св. Ефрема Сирина, Афана­сия Александрийского, Макария Египетско­го, Макария Александрийского, Иоанна Зла­тоуста.
С особенною силою выражается оно у св. Кирилла Александрийского, а затем, в пос­ледующее время, вошло оно в религиозное со­знание православных христиан в непререкае­мой форме из подробного рассказа преп. Фе-одоры, ниже приводимого нами, уже в X веке. С тех пор это учение не потерпело никакихизменений и в свое время исповедовалось на­шими русскими святыми: Феодосием Печер-ским, Кириллом Туровским, Димитрием Рос­товским.
Оно вошло в самые священные песни и молитвы, употребляемые Православною Цер-ковию. .Согласное с Священным Писанием, утвержденное на предании апостольском, сви­детельствуемое творениями св. отцов Церкви и сказаниями из жизни святых, вошедшее в церковные молитвы, это учение о мытарствах, или частном Суде Божием до дня общего вос­кресения и Страшного Суда, издревле суще­ствует в Православной Церкви и должно быть исповедуемо нами во спасение.
Для ясного и правильного понимания даль­нейшего текста мы должны присоединить одно необходимое замечание.
Как вообще в изображении предметов духовного мира для нас, облеченных плотию, неизбежны черты более или менее чувствен­ные, так и в частности они неизбежно допу­щены и в подробном учении о мытарствах. Поэтому нам следует твердо помнить наставление, данное ангелом преп. Макарию Алек­сандрийскому: "Земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных".
Мытарства надобно понимать не в грубом, чувственном смысле, а сколько для нас воз­можно - в смысле духовном.

II
Откровение ангельскоепреп, Макарию Александрийскому
о загробном состоянии душ человеческихи о днях церковного поминовения усопших
(третьем, девятом и сороковом со дня кончины *)

екогда, когда мы шли по пусты­не, — рассказывает ученик св. Ма-кария, — видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой — с левой. На пути случайно мы нашли поврежденный и смердя­щий труп. Св. Макарий, чувствуя смрад, за­жал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы.
Старец, увидев это, спросил их: "Ужели и вы так же обоняете смрад мира?" Они отве чали: "Нет; но мы, подражая тебе, это сдела­ли: ибо мы не чувствуем смрада, а толькообоняем смрад от душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа".
Удивленный этим старец говорит им: "Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников — в этой ли жизни их вы чувству­ете, или после их смерти? И как вы различае­те души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность. Ангелы отвечали: "Слушай, Макарий, избран­ный Божий!
Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней, и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе свет­ла и чиста, но, находясь в теле и надлежа­щим образом не управляя оным, каждая оск­верняется грехом, иная более, иная менее. Но выслушай, Макарий, как души верующих и неверующих взимаются от тела; впрочем, зем­ные вещи принимай за самое слабое изобра­жение небесных. Как от земного царя послан­ные воины схватить кого-либо, придя, берут его и против воли, а он поражается страхом и трепещет самого присутствия влекущих его в путь без милосердия, так когда и ангелы по­сылаются взять душу праведника или греш­ника, она поражается страхом, и трепещет присутствия грозных и неумолимых ангелов. Тогда она видит, что суетно, недействитель­но, вовсе бесполезно для нее и богатство, и присутствие родственников и друзей; чувству­ет слезы и стоны окружающих, но, не испы­тав такого зова, она никогда не может ни сло­ва проговорить, ни дать голоса; страшится и дальности пути, и перемены жизни; поража­ется и немилосердием владык, которых ви­дит пред собою; беспокоится и о жизни своей в теле, плачет и о разлучении с ним, по обык­новенному к нему пристрастию. Она не мо­жет иметь и того одного и единственного уте­шения, которое подает собственная совесть, если не сознает в себе добрых дел. Такая душа и прежде определения Судии непрестанно осуждается совестию".
Авва Макарий предлагает еще вопрос; говорит он: "Прошу вас, изъясните и это: когда отцами предано совершать в Церкви прино­шение Богу за усопшего в третий, девятый и сороковой день, то какая из того происходит польза душе преставившегося?"
Ангел отвечал: "Бог не попустил быть в Церкви Своей ничему неблагопотребному и бесполезному, но небесным и земным Своим таинствам попустил Бог быть в Церкви Сво­ей и повелел совершать оные. Ибо когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими­ся при ней ангелами ходить на земле, где хо­чет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором поло­жено тело; и таким образом проводит два дня, ища, как птица, гнезда себе. А добродетель­ная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мерт­вых Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе хри­стианской на небеса для поклонения Богу вся­ческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рас­сматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого — Бога. Со­зерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслажде­ний святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: "Увы мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я про­вела большую часть жизни в беспечности, не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости и сла­вы. Увы мне бедной! Еще и ньше окружают меня заботы и неблаговременное попечение, владевшие мною в том мире. Что мне в ви­ноградниках и оливах, которые я насадила? Какую выгоду принесет мне поле, мною при­обретенное? Что мне пользы от собранного там золота? Какую пользу имеет для меня здесь тамошнее богатство? Какую мне при быль доставила вся сладость жизни и мира того? Увы мне! Всуе я трудилась! Увы мне!
Безрассудно я провела жизнь! Увы мне! Воз­любила я кратковременную славу и приобре­ла вечную нищету! Увы мне! Что я претерпе­ла! Горе мне! Как я помрачена, я не знала. Горе мне! Никто не сможет ныне помочь мне, чтобы и я, несчастная, могла получить славу Господа". По рассмотрении же в продолже­ние шеста дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совер­шая в девятый день службы и приношение за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нече­стивых мучения, в которых находясь, души грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и са­мой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносиггся на по­клонение Богу; и тогда уже Судия определя­ет приличное ей по ее делам место заключе­ния. Итак, правильно поступает Церковь, де­лая поминовения о усопших и приявших Кре­щение.
С душами же, не приявшими Святого Кре­щения, не так бывает. По разлучении этих непросвещенных душ от тела, неумолимые ангелы, взяв их, жестоко бьют и говорят: "Сюда иди, нечестивая душа; познай, кто твой Владыка и Господь всех. Ты Его не восхотела познать, живя беспечно в мире, познай же ныне, осужденная на вечную муку". И восхи­тив ее до первого неба, поставляют и показы­вают издалека славу ангелов и всех небесных сил, говоря: "Всех сих Господь есть Иисус Христос, Сын Бога Живого, Которого ты не хотела познать и почтшъ поклонением. Оты-ди отселе к подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготован­ный диаволу и ангелам его, которым ты в жизни, как богам, поклонялась".
Ангелы, сказав это (и обняв Макария, раба Божия), не видимы стали нами. Мы же будем воссылать славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

* См. Св. Макария Александрийского слово о ис­ходе душ праведников и грешников, то есть, каким образом они разлучаются с телом и в каком состоя­нии пребывают (Христ. Чтение, 1831, часть 43, стр. 123-131), переведено с греч. из издания Галланда, Bibl. Patr. t VH, p. 237.

lll
Свидетельства о существовании мытарств, извлеченные из творений св. отцов

1. СВ. ЕФРЕМ СИРИН (f373)

огда приближаются владычные силы, когда приходят страшные воинства, когдабожественные изъятели повелевают душе переселиться из тела, когда, увлекая нас силою, отводят в не­минуемое судилище, тогда, увидев их, бедный человек... весь приходит в колебание, как от землетрясения, весь трепещет... Божествен­ные изъятели, взяв душу, восходят по возду­ху, где стоят начальства, власти и миродержа-тели противных сил. Это — злые наши обвини­тели, страшные мытники, описчики, данщи-ки; они встречают на пути, описывают, осмат­ривают и вычисляют грехи и рукописания этого человека, грехи юности и старости, воль­ные и невольные, совершенные делом, словом, помышлением. Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, ка­кую потерпит тогда от неисчетного множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, посе­литься в свете живых, вступить в страну жиз­ни. Но святые ангелы, взяв душу, отводят ее" *.

2. СВ. МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ (f390)

"Когда человеческая душа исходит из тела, совершается великое некое таинство. Ибо, если она виновна в грехах, то приходят полчища демонов; злые ангелы и темные силы берут эту душу и увлекают ее на свою сторо­ну. Этому никто не должен удивляться. Ибо, если человек, будучи еще жив, находясь еще в этом мире, покорился, предался и порабо­тился им, тб не более ли они будут обладать им и порабощать его, когда он выйдет из это­го мира? Что касается до другой, лучшей час­ти, то с ними происходит инаким образом. То есть, при святых рабах Божиих еще и в этой жизни находятся ангелы, духи святые окру­жают их и хранят. А когда души их разлучат­ся с телом, то лики ангелов принимают их в свое общество, в светлую жизнь, и таким об­разом приводят их к Господу" **.
* Твор., ч. 3, М., 1859, слово 104 (на почивших о Христе), стр. 389-390.
** Беседы, М., 1852, бес. 22, стр. 237-238.

3. СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ (f4O7)

"Если мы, отправляясь в какую-нибудь чужую страну или город, требуем путеводи­телей, то сколько нам нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятствен­но мимо старейшин, властей, воздушных ми-роправителей, гонителей, мытареначальни-ков"?.. "Святые ангелы мирно разлучили нас от тела (эти слова влагает св. отец в уста скон­чавшимся младенцам), и мы, имея добрых путеводителей, безбедно прошли мимо воз­душных властей. Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не заметили, чего хоте­ли. Узрев тело без греха, они посрамились; увидев непорочную душу, устыдились; увидев неоскверненный язык, умолкли. Мы прошли мимо — и посрамили их. Сеть расторглась, и мы избавились. Благословен Бог, Который не дал нас в их ловитву"*. "Лежащие на одре с великою силою потрясают оный и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа си­лится удержаться в теле и не хочет разлучить­ся с ним, ужасаясь видения приближающих­ся ангелов. Ибо если мы, смотря на страш ных людей, трепещем, то какое будет наше мучение, когда увидим приближающихся ан­гелов грозных и неумолимые силы, когда они душу повлекут и будут отторгать от тела, ког­да много будет она рыдать, но вотще и без пользы?" *.
*Из слова о памяти усопших.

4. СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (f444)

"При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, во­инства и силы небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержиггели, воздушные мы-тареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, со­дрогнется, вострепещет и в смятении и в ужа­се будет искать себе защиты у ангелов Божи-их; но и будучи принята святыми ангелами, и под кровом их протекая воздушное простран­ство и возносясь на высоту, она встретит раз­личные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых изыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут останавливать и удерживать ее стрем­ление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах.
* Бес. на Ев. Матфея, т. П, бес. 53, стр. 414.

Первое мытарство — грехов, совершенных посредством уст и языка. На нем представля­ются духами грехи, в которых душа согреши­ла словом, каковы: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злосло­вие, пустословие, кощунства, ругательства. К ним присоединяются и грехи чревобесия: блу-додеяние, пьянство, безмерный смех, нечис­тые и непристойные целования, блудные пес­ни. Вопреки им святые ангелы, которые не­когда наставляли и руководили душу в доб­ре, обнаруживают то, что она говорила доб­рого устами и языком; указывают на молит­вы, благодарения, пение псалмов и духовных песней, чтение Писаний, словом, выставляют все то, что мы устами и языком принесли в благоугождение Богу.
Второе мытарство духов лести и прелести — грехов зрения. На нем бесы износят то, чем страстно поражалось наше зрение, что при­глядно казалось для глаз, и влекут к себе при­страстных к непристойному взиранию, к не­потребному любопытству и к необузданному воззрению.
Третье мытарство — грехов слуха. Все, что льстиво раздражает наш слух и страстно ус­лаждает нас, к чему пристрастны были лю бители слушать, бесы принимают и хранят до Суда.
Четвертое мытарство стражников над пре­лестью обоняния; все, что служит к страстно­му услаждению чувства обоняния, как то: благовонные экстракты из растений и цветов, так называемые духи, масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами,— все это содержится стражника­ми этого мытарства.
Пятое мытарство — всех беззаконий и мер­зких дел, учиненных посредством рук.
К дальнейшим мытарствам относятся про­чие грехи, как то: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость... Кратко сказать, каж­дая страсть души, всякий грех подобным об­разом будут иметь своих мытарей и истязате­лей... При этом будут присутствовать и боже­ственные силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние — обличать ее грехи, учи­ненные словом или делом, мыслию или наме­рением. Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мысля­ми, пока, наконец, по своим поступкам, де­лам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов).И если за благочестивую и богоугод­ную жизнь свою она окажется достойною, то ее восприимут ангелы, и тогда она уже небо-язненно потечет к Царству, сопровождаемая святыми силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и не­воздержании, то услышит этот страшный го­лос: Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа (Ис. 26,10);... тогда оставят ее ангелы Божии, и возьмут страшные демоны... и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнет­ся в страну мрачную и темную, в места преис­подние, в узилища подземные и темницы адс­кие, где заключены души от века умерших грешников, б страну тьмы и сени смертной, в страну мрака,.., где нет устройства, где тем­но, как самая тьма (Иов. 10, 21-22), но где пребывает вечная болезнь, бесконечная пе­чаль, непрестанный плач, неумолкающий скрежет зубов и непрерываемые воздыхания... Отказывается язык выразить болезни и стра­дания там находящихся и заключенных душ.
Никто из людей не может вообразить страха и ужаса, никакие уста человеческие не в со­стоянии высказать беду и тесноту заключен­ных... Помыслите, каковым подобает быть нам, имеющим отдать подробный отчет в каж­дом поступке нашем — и великом, и малом" *.
* См. Христ. Чт., 1841, ч. 1, стр. 202-207.

IV
Свидетельства о существовании мытарств, почерпнутые из житий святых


ИЗ ЖИЗНИ СВ. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО (f356)

роний, пресвитер Нитрийский, рассказывал: "Антоний Великий в ту ночь, как отпустил блаженного Евлогия, по примирении с увечным, рассказал нам следующее. "Целый год молился я, чтобы мне показано было место праведных и греш­ных. И вот увидел я огромного черного вели­кана, который поднимался до облаков и до­сягал руками до неба; под ним было озеро величиною с море. Потом увидел я души че­ловеческие: они летали, как птицы, и которые перелетали через руки и голову великана, все охраняемы были ангелами; а которых он уда­рял своими руками, те падали в озеро. И при­шел ко мне голос: те, которых видишь ты пе­релетающими через голову и руки великана, это души праведников, ангелы охраняют их в раю; а те, которых черный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлекались пожеланиями плоти и предались памятозлобию" *.


ИЗ ЖИЗНИ БЛАЖ. ИОАННА МИЛОСТИВОГО (f 620)

"Когда душа исходит из тела и хочет взой­ти на небеса, ее встречают лица бесов и пыта­ют прежде всего во лжи и клевете. И если она в них не покаялась, то будет удержана бесами. И опять выше встречают бесы душу и пытают ее в блуде и тщеславии. Если и в них покаялась, то избавится от бесов. И мно­го препятствий и истязаний от бесов душе, идущей на небо. Потом пытают в ярости, за­висти, оболгании, гневе, оклеветании, гордос­ти, срамословии, непокорстве, лихоимстве, сребролюбии, пьянстве, злопамятстве, чаро-деянии, потворстве, объядении, братоненави-дении, убийстве, татьбе, немилосердии, блу­де и прелюбодеянии. И когда та несчастная душа идет от земли до неба, около нее находятся святые ангелы и не помогают ей: но сама душа за себя дает выкуп покаянием и добры­ми делами, а более всего милостынею. В ка­ком же грехе по забвению здесь на земле не покается, милостынею избавится от насилия бесовских мытарств" *.
* См. Лавсаик Палладия, еп. Еленопольского, изд. 3, СПб. 1873, гл. 24, стр. 112-113.
*См. Пролог под 29 октября.


V
Повествование преп. Феодоры о мытарствах,
открытое в видении Григорию,
ученику св. Василия Нового

мя преп. Феодоры (память 30 де­кабря) тесно связано с именем славногоКонстантинопольского подвижника cв Василия Нового (память 26 марта), который скончался 25 марта 944 года. Старица Феодора, родственница цареград-ского гражданина Константина Варвара, при­ютившего св. Василия в своем доме, была вдо­ва и вела жизнь целомудренную и богоугод­ную. Она усердно служила святому, как бы ангелу Божию. Перед смертью она приняла иночество.
Ученику св. Василия, Григорию, явилось желание узнать, где находится по смерти Фе­одора, какую участь она получила — с пра­ведными или грешными, и сподобилась ли от Бога милости и отрады за свою усердную службу старцу.
Григорий верил несомненно, что Василию, угоднику Божию, все известно о душе ее. И когда он докучал святому частыми усиленны­ми просьбами, св. Василий, не желая опеча­лить своего духовного сына, помолился Богу, чтобы открылась в видении Григорию загроб­ная участь Феодоры. И вот однажды ночью Григорий спал и увидел в сонном видении блаженную Феодору в светлой обители, уго­тованной от Бога св. Василию. ГригЬрий об­радовался, увидев ее, и долгою ее беседою, как наяву бывшею, утешился.
Он спросил ее: как она разлучилась с те­лом? как пережила тоску смерти? что видела при кончине своей? и как миновала духов, проходя воздушные пространства?
— Григорий, — начала повествовать ему Фе-одора, — о страшной вещи спросил ты, о ко­торой и вспоминать ужасно. Я видела лица, которых никогда не видала, и слышала сло­ва, каких никогда не слыхала. И что скажу! Лютое и тяжкое воздаяние, которого я не ожи­дала, встретило меня тогда за дела мои. Но молитвами и помощью общего отца нашего преподобного Василия все сделалось легко для меня. Как выскажу тебе боль тела, скорбь и муку, бывающую с умирающими? Подобно тому, как если бы кто упал в великий огонь и, горя и истаивая, обратился в пепел, так стра¬дание смерти и горький час разлучения раз-pyшaeт человека. Истинно люта смерть по¬добным мне грешникам, потому что и я грешила, о праведных же я не знаю. Когда при¬близился конец жизни моей, и настал час раз¬лучения с телом, я увидела множество бесов, ставших кругом постели моей, лица которых были чернее смолы, очи, как горящие угли; вид казался кромешным мраком, и видеть их было так люто, как страдать в геенне огнен¬ной. Они подняли мятеж и шум; кричали, испуская надрывающие сердце, пронзающие, несказанные звуки; глядели на меня свирепо и яростно, грозили, устремлялись, скрежеща зубами, и словно хотели пожрать меня. Они приготовляли хартии, точно ожидая судью, который должен был прийти, развертывали свитки, в которых были записаны все мои злые дела. Тогда убогая душа моя была объя¬та великим страхом и трепетом. И недоста¬точна была мне горесть смерти, но то грозное зрение и страшное видение бесов, и ярость их были для меня, как другая смерть — лю­тейшая. Я отворачивала глаза мои туда и сюда, чтобы не видать мне страшных лиц их и не слышать голоса их, но не могла избавить­ся от них, всюду видела их, толпящихся без числа, и не было помогающего мне. В такой муке я изнемогла совершенно, и в это время увидела двух ангелов Божиих, пришедших ко мне. Они явились в образе прекрасных юно­шей, которых красоты невозможно высказать. Лица их были лучезарны, очи глядели с лю-бовию, волосы на головах их были белы, как снег, и блистали золотом; одежды их походи­ли на сверкающую молнию, и золотые поясы крестообразно вились на груди их. Ангелы приблизились к одру моему, и, став направо, о чем-то тихо беседовали друг с другом. Я обрадовалась, увидев их, а бесы отступили дальше.
— Враги рода человеческого, — сказал им один ангел, — зачем вы всегда предваряете нас приходом к умирающим и, делая шум, пугаете и смущаете всякую душу, разлучаю­щуюся с телом? Но не очень радуйтесь: здесь не найдете ничего, потому что с этой душой Божие милосердие, и нет вам ни части, ни жребия в ней.
Бесы возмутились после слов ангела и под­няли такой крик и шум, что звуки их голосов гремели, как гром, свистали, как буря, завы­вали, подобно метели на вершинах гор, гро­хотали, гудели... Мне казалось, что я кружусь в каком-то вихре, и только вид ангелов обве­ял меня тишиной. Бесы стали показывать с юных дней моих сделанные злые дела мои.
— Как ничего у нас нет в этой душе? — кри­чали они, — а это чьи грехи? Не она ли сдела­ла то и это!
Так, крича, они ждали смерти. И вот при­шла смерть, рыкая и завывая пронзительным свистом, как ветер в ущельях пропастей. Об­раз ее был необычайно страшен, подобие как бы человеческого, но тела на ней не было, словно она была вся составлена из одних го­лых костей. Она носила различные орудия мучений: мечи, стрелы, копья, косы, серпы, пилы, топоры и многие иные орудия, неведо­мые и неизвестные. Увидев то, душа моя затре­петала от страха, но ангелы сказали смерти:
— Не медли, освободи эту душу от уз пло­ти, скоро и тихо освободи ее: на ней нет боль­шой тяжести грехов.
И тотчас смерть подошла ко мне, взяла маленький топор и начала отсекать сначала ноги мои, потом руки, потом другими оруди­ями ослабила все члены мои, отделяя их от суставов. И я словно не имела ни рук5 ни ног, и все тело мое окаменело; и я не могла ни подвинуться, ни шевельнуться. Потом смерть отсекла мне голову, и я больше не могла по­воротить головой: она стала словно не моя. После всего этого сделала и размешала смерть в чаше некоторую смесь и, поднеся к устам моим, насильно напоила меня. Так было горь­ко питие то, что душа моя не могла вынести его, она содрогнулась и выскочила из тела, словно оторванная насилием. И тотчас взяли душу мою ангелы на руки свои. Я взглянула назад и увидела тело мое, лежащее бесчув­ственно и недвижимо; подобно тому, как если бы кто, скинув одежду свою и бросив ее, сто­ит и глядит на нее, так и я смотрела на тело мое, которое совлекла, как одежду. Я удиви­лась невыразимо. Бесы приступили к ангелам и требовали, чтобы я давала отчет за грехи мои. Ангелы находили добрые дела мои; они собирали все, что когда-либо я делала хоро­шее, и самые малейшие добрые деяния, и го­товились положить на весы против злых дел моих. В это время внезапно явился туда свя­той Василий и сказал ангелам:
Эта душа много послужила мне, угож­ дая старости моей, я молился о ней Богу, и Он даровал мне ее.
Сказав это, он вынул из одежды своей полный мешок и дал его ангелам, говоря:
Когда будете проходить воздушным про­ странством, и станут лукавые духи истязать душу, вывыкупайте ее этим от бесов. Я богат благодатию Божиею, собрав много сокровищ от пота и трудов моих, и дарую этот мешок душе, послужившей мне.
Он ушел, сказав это. Бесы были в недо­умении, потом, подняв крик, сделались неви­димы. И снова пришел Василий, угодник Бо­жий, неся с собою много сосудов чистого елея и бесценного мира, и, открывая по одному, все их вылил на меня. И я исполнилась благоухания духовного, и поняла, и сознала, что вся изменилась и сделалась светлою.
— Когда все должное совершите этой ду­ше, — сказал преподобный Василий святым ан­гелам, — тогда введите ее в уготованный мне от Господа дом, чтобы она жила там.
Он стал невидим; ангелы же, взяв меня, пошли по воздуху к востоку.

1 МЫТАРСТВО ПРАЗДНОСЛОВИЯ И СКВЕРНОСЛОВИЯ

Когда мы шли с земли к высоте небесной, вначале встретили нас духи первого мытар­ства, на котором истязуются грехи слов чело­веческих: праздных, буйных, бесчинных. И мы там остановились. И вынесли к нам бесы много свитков, где были записаны все слова мои, сказанные мною от юных дней моих, когда и что я говорила непотребно, сквернос-ловно и богохульно. Я видела там записанны­ми все мое пустословие, бесстыдные песни, смех и хохот. Бесы обличали меня, показы­вая время, место, лица, когда, где и с кем я занималась суетными беседами, не считая этого грехом, не исповедуясь, не каясь. Я мол­чала, не зная, что отвечать, они обличали меня истиной. Я только изумлялась, как у них не забыто то, о чем я давно забыла, после чего прошло так много лет, и о чем я никогда и не подумала. Ангелы положили из добрых дел моих против тех грехов, чего же не достава­ло, наполнили от дарования Василия святого, и, выкупив меня, пошли оттуда выше.

2 МЫТАРСТВО ЛЖИ И КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЯ

Мы подошли к другому мытарству, на котором дают отчет во всяком ложном сло­ве, а тем более в клятвопреступлении, призы­вании имени Господня напрасно, в лжесвиде­тельстве, в неисполнении обетов пред Богом, в исповедании грехов не истинно бывающих и в других ложных делах. Бесы обличали меня, что я из стыда не по правде исповедо­валась пред отцом моим духовным, и хотели вырвать меня из рук ангелов, но ангелы про­тив тех грехов положили нечто из моих доб­рых дел и из дарований отца моего Василия, выкупили меня, и мы пошли выше свободно.

3 МЫТАРСТВО ОСУЖДЕНИЯ И КЛЕВЕТЫ

Когда мы достигли мытарства осуждения и клеветы, я увидела, как тяжек грех осуж­дать ближнего, и какое великое зло клеветать, позорить, глумиться и смеяться над чужими грехами. Таких бесы истязуют, как антихрис­тов. Но я благодатию Христовою хранила себя во всю жизнь, чтобы не осуждать, не клеве­тать, не смеяться ни над кем. Но когда, слу­шая иных осуждающих, я прибавляла свое слово, и это мне в самое осуждение было по­ставлено от истязателей. И там ангелы, выку­пив меня дарованием преподобного Василия, пошли со мною выше.

4 МЫТАРСТВО ЧРЕВОУГОДИЯ

И дошли мы до мытарства, называемого чревоугодием. Бесы выбежали к нам навстре­чу и поднесли мне все то, когда я ела чрез меру и больше потребности, или когда чрез силу пресыщалась. Также они показывали мне все сосуды и чаши, из которых я упива­лась вином.
Бесы говорили:
— Столько-то и столько-то ты выпила чаш в то время, на пиру и с теми людьми. Там упивалась до бесчувствия и рвоты, плясала, и, приводимая домой, изнемогала от пьянства.
Бесы радовались, желая низвести меня в ад. Я трепетала, не будучи в силах и не имея, что отвечать.
Ангелы много положили из дарований отца моего Василия; а бесы, увидев выкуп мой, закричали и бросили в пространство хартии с записанными грехами моими. Я возрадова­лась, и мы пошли дальше безопасно.

5 МЫТАРСТВО ЛЕНИ И ПРАЗДНОСТИ

Мы дошли до мытарства, где допрашива­ются все дни и часы, проведенные в праздно­сти, и удерживаются тунеядцы, которые сами не хотят работать, а поедают чужие труды, ите, которые не ходят в храм Божий и не воз­дают хвалы Богу. Там испытуется уныние и небрежение. И меня там долго истязали, и не освободилась бы я от долгов моих, если бы не дарования Василия святого, выкупленная которыми я была взята оттуда.

6 МЫТАРСТВО ВОРОВСТВА

Шли мы мимо мытарства воровства, на котором были мы удержаны; но, немного дав­ши, мы миновали его.

7 МЫТАРСТВО СРЕБРОЛЮБИЯ И СКУПОСТИ

Оттуда мы пришли к мытарству сребро­любия и скупости, но и его прошли. В жизни моей я не была скупа и не заботилась о име­нии, но была довольна тем, что имела, и, что у меня было, давала нуждающимся.

8 МЫТАРСТВО РОСТОВЩИЧЕСТВА

Идя выше, мы достигли мытарства, на котором дают ответ пускающие серебро свое в рост, совершающие беззаконные приобре­тения и присвоители чужого. Там, как и вез­де, бесы тонко, подробно все обыскали обо мне, и, ничего не найдя, скрежетали на меня зубами; мы же поднялись выше, благодаря Бога.

9 МЫТАРСТВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ПОДКУПА

Мы достигли мытарства неправды, на ко­тором истязуются все судьи неправедные, за мзду судящие и невинных осуждающие, и допрашиваются те, которые не платят наем­никам и обвешивают неправильно на весах. Но мы прошли там благодатною Христовою свободно.

10 МЫТАРСТВО ЗАВИСТИ

Также и еще было мытарство зависти; мы миновали его, не давши ничего. Я видела толь­ко злобу бесов, но не испугалась их, и мы под­нялись выше, радуясь.

11 МЫТАРСТВО ГОРДОСТИ

Подобным образом мы прошли и мытар­ство гордости, где гордые духи истязают гре­шивших тщеславием, самомнением, презре­нием. Проходя то мытарство, мы положили очень мало и были свободны.

12 МЫТАРСТВО ГНЕВА

Потом мы достигли мытарства гнева и ярости, но и там свирепые духи немного от нас получили, и мы пошли дальше, радуясь о Господе.

13 МЫТАРСТВО ЗЛОПАМЯТСТВА

Затем явилось перед нами мытарство зло­памятства, на котором исгязуются те, кото­рые держат злобу на сердце против ближне­го и воздают злом за зло. Но я не была злопа­мятна и не держала зла в своем сердце, и не была должна на этом мытарстве, и рыдали о том бесы, что я свободно ухожу от них. Мы же пошли дальше, радуясь о Господе.

14 МЫТАРСТВО УБИЙСТВА

Поднимаясь и восходя все выше, мы при­шли к мытарству убийства, на котором истя-зуется и каждый удар чем-либо по плечам, по голове, ланите, и всякий толчок. Но мы и там не много положили и прошли свободно.

15 МЫТАРСТВО ЧАРОДЕЙСТВА И ВОРОЖБЫ

И мытарство чародейства и ворожбы, от­равления и призывания бесов мы прошли, недавши ничего. Восходя выше, я спросила вед­ших меня ангелов:
Ангелы Божий, все ли христиане прохо­ дят эти мытарства, и есть ли возможность прой­ ти здесь еловеку без истязаний и страха?
Нет другого пути, — отвечали мне анге­лы, — для душ, восходящих к небесам. Все идут здесь, но не все бывают так допрашива­ емы, как ты; только подобные тебе грешни­ ки, которые совершили неполное исповедание своих грехов, стыдясь и утаивая пред своим духовным отцом нечистые дела и грехи свои.
А кто поистине исповедует все свои злые дела и жалеет, и кается, что совершил их, того гре­хи невидимо заглаживаются Божиим мило­ сердием. И когда эта душа проходит здесь, воздушные истязатели, раскрыв свои книги, не находят в них ничего написанного, и не могут ей сделать никакого вреда, и не могут устрашить ее, и душа восходит, радуясь, к престолу благодати. И ты, если бы поистине
исповедала все свои грехи, не понесла бы на мытарствах таких истязаний.


16 МЫТАРСТВО БЛУДА

Среди таких бесед мы дошли до мытар­ства блуда, на котором допрашиваются: блуд, мечта о блуде, соизволение на блуд, медли­тельное услаждение блудными помыслами, грех прикосновения к тайным частям тела. Множество бесов окружали владыку того мытарства. Когда я приблизилась к ним, они стали показывать запись о моих блудных де­лах, в которой было обозначено, когда, где и с кем я грешила, и стали обличать меня. Я же не могла выговорить ни слова и трепетала от страха. Ангелы отвечали бесам за меня, что я оставила давно блуд-и остальную часть жиз­ни провела в воздержании и посте.
Бесы возразили:
— Мы знаем, что она давно перестала гре­шить в этом, но неискренно исповедала свои грехи перед отцом духовным и не получила от него эпитимии, поэтому — она наша; сле­довательно, или оставьте ее нам, или выкупи­те добрыми делами.
И положили святые ангелы несколько от моих дел, а больше От дара преподобного Василия, и я едва избавилась от бесов.

17 МЫТАРСТВО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ

Идя далее, достигли мы мытарства пре­любодеяния, где держат ответ живущие в суп­ружестве, но не соблюдающие супружеской верности — посвященные Богу, не сдержав­шие своих обетов чистоты и падшие. На этом мытарстве я явилась много должною, и обли­чена была в прелюбодеянии; уже бесы хоте­ли было вырвать меня из рук ангелов... Но ангелы, после долгих споров с ними и выстав­ления на вид моих последующих трудов и подвигов, выкупили меня не столько моими добрыми делами, сколько большой частью дара преподобного Василия, и пошли дальше со мною.

18 МЫТАРСТВО ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВРАТА

Приблизились мы к восемнадцатому мы­тарству, на котором допрашиваются грехи противоестественные. Несказанна ярость и свирепость владыки этого мытарства и его подручных бесов. Поспешно выйдя нам на­встречу, они обступили нас, но, по милости Божией, ничего из этого не найдя во мне, со стыдом убежали.
И сказали мне ангелы:
— Видела ты, Феодора, эти страшные мы­тарства? Знай же, что весьма немногие души минуют их без вреда себе, так как весь мир во зле соблазнов лежит, и от юности человек мыслит злое, и редкие сохраняют себя от не­чистоты блуда. Мало людей, умерщвляющих свои похоти; поэтому немногие проходят эти мытарства свободно, но большинство погиба­ет, достигнув их. Ты же, Феодора, благодари Бога, что миновала их при содействии молитв преподобного Василия.

19 МЫТАРСТВО НЕВЕРИЯ И ЕРЕСЕЙ

Затем подошли мы к мытарству ересей, где дают ответ за неправые мудрования о вере, отступления от православного исповедания веры, колебания в вере, хулы на святое. Это мытарство мы прошли без расспросов со сто­роны бесов и очутились вблизи небесных врат.

20 МЫТАРСТВО БЕССЕРДЕЧИЯ И ЖЕСТОКОСТИ

Наконец встретили нас бесы последнего, двадцатого, мытарства — бессердечия и жес­токости: там держат ответ души людей бес­сердечных. Если кто и много подвигов совер­шил, много постился и усердно молился, и был целомудрен, и тело свое умертвил воздержа­нием, но был безжалостен и жесток, — тот не получает пощады на этом мытарстве. Но мы благодатию Христовою прошли это мытар­ство при помощи молитв преподобного Васи­лия, даровавшего много из своих добрых дел на мой выкуп. Тогда мы с радостью прибли­зились к небесным вратам. Эти врата были светлы, как кристалл; стояли в них блистав­шие солнечным светом юноши, которые, уви­дя меня в сопровождении ангелов, возрадо­вались, что по милости Божией миновала я воздушные мытарства, и ввели нас внутрь врат.
— Виденное и слышанное там, — сказала Феодора Григорию, — нельзя рассказать под­робно. Я приведена была к престолу Божию, окруженному херувимами, серафимами и другими силами небесных воинств, неизречен­ными гимнами прославляющих Бога. Я пала ниц и поклонилась Невидимому Богу. И запе­ли небесные силы песнь, славословя Божие милосердие, не побеждаемое грехами людс­кими, — слышен был голос, повелевающий ангелам показать мне обители святых и му­чения грешников и затем отвести меня в оби­тель блаженного Василия. Всюду меня води­ли, и видела я обители, приготовленные лю­бящим Бога: особые обители для апостолов, особые для пророков, особые для мучеников, особые для святителей. Каждая обитель былакрасоты неописуемой, всюду в них раздава­лись звуки радости и веселия духовного, и виднелись лица празднующих. Все они, видя меня, радовались моему спасению, встречали меня с приветствиями и славили Господа, из­бавившего меня от сетей врага. После этого я была низведена в преисподнюю, где видела страшные муки, ожидающие грешников. И сказали мне ангелы:
Посмотри, Феодора, от каких мук изба­ вил тебя Господь молитвами угодника Свое­го Василия!
Наконец ангелы привели меня в обитель преподобного Василия и здесь оставили меня, сказав мне:
Ныне преподобный Василий творит по тебе память.
И я поняла, что через сорок дней по моем исходе из тела достигла я этой обители покоя.
Все это рассказала Григорию в сновидении преподобная Феодора и показала ему красо­ту обители идуховные богатства, собранные великими трудами преподобного Василия *.
·См. Отд. жит. св. Василия Нового. М., 1859, стр. 86-132.

VI
Особые дни в годичном круге, предназначенные Православной Церковьюдля общего поминовения умерших
(всех братий о Христе, в вере и уповании скончавшихся]


в. Православная Церковь в мудром попечении о душевном спасении своих верных чад издревле пред­назначила особые дни в году, в которые воз­носится за усопших церковная молитва, спо­собствующая облегчению их загробной участи.
Таких дней восемь в году:


1)суббота седмицы Мясопустной;
2)суббота 2-й седмицы Великого поста;
3)суббота 3-й седмицы Великого поста;
4)суббота 4-й седмицы Великого поста;
5)вторник 2-й седмицы по Пасхе;
6)суббота 7-й седмицы по Пасхе;
7)29 августа, в день Усекновения главы
св. Иоанна Предтечи;
8)суббота перед 26 октября, днем памяти
св. Димитрия Солунского.


В субботу седмицы Мясопустной Церковь особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапной смертью на чужой стороне, в море, непроходимых горах, на уте­сах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, также о бедных и немощ­ных, и вообще о всех тех, которые не получи­ли почему-либо христианского отпевания и погребения. Св. отцы (говорится в синаксаре субботы мясопустной) установили совершать ныне общее поминовение, показывая этим, что предстательство и молитвы Церкви об умерших приносят душам великую пользу. Поэтому заупокойное богослужение Мясопу­стной субботы не только содержит в себе по­гребальное песнопение над теми усопшими, которые по разным причинам не получили христианского погребения, но и является мо­литвенным ходатайством пред Господом о всех вообще от Адама до сего дня, скончав­шихся в вере и благочестии. Причина же по­миновения вообще всех усопших, а особенно умерших внезапною смертию, заключается в том, что на следующий день воспоминается второе пришествие Христово: это вспоминание, по мысли Церкви, выраженной в песно­пениях, есть как бы действительное наступ­ление Страшного Суда Христова. Отсюда благовременно и прилично поминовение о душах, исшедших из этой жизни, для умило­стивления имеющего прийти нелицеприятно­го Судии.
В субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста Церковь молится всем святым, прося их о ходатайстве пред Богом за христиан во время поста, и молится о всех усопших хрис­тианах. Все время Великого поста есть время преимущественных подвигов покаяния и доб­рых дел. Мы особенно должны быть в любви и мире со всеми, чтобы обнаружить достой­ные плоды покаяния. Поэтому Церковь и по­буждает нас в эти дни к прилежнейшему мо­литвенному предстательству об оставлении прегрешений усопших и о вечном упокоении последних со святыми.
Во вторник 2-й седмицы по Пасхе не поло­жено особых молитвословий за умерших, но поминовение совершается по благочестивому обычаю, идущему из древности, о чем свиде­тельствует св. Амвросий Медиоланский ("f" 397).
Основанием для поминовения умерших в этот день послужило разрешение Церковного устава творить обычное поминовение усопших с Фомина понедельника.
В субботу 7-й седмицы по Пасхе, пред св. Пятидесятницею, совершается поминове­ние всех усопших христиан в той мысли, что событием Сошествия Святого Духа заключи­лось домостроительство спасения человека, которое простирается на живых и умерших. Установление поминовения усопших в Тро­ицкую субботу относится к первым временам христианства. Св. Василий Великий к своим молитвам, читаемым в день Пятидесятницы, присоединил и моление об усопших в вере братиях: "Христе Боже наш... услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Тво­их, прежде усопших отец и братии наших, и прочих сродник по плоти и всех своих в вере, о них же и память творим ныне... Приими убо, Владыко, мольбы и моления наши и упокой... вся преждепочившие души... в стране живых, в Царствии Небесном, в рай сладости, вводя вся в Святыя Твои обители" (3 мол.).
29-го августа, в день Усекновения честныя главы св. славного пророка, Предтечи и Кре­стителя Иоанна, Русскою Церковью установ­лено в 1769 году совершать поминовение пра­вославных воинов, за веру и отечество на бра­ни убиенных.
В субботу перед 26 октября, днем памяти св. и славного великомученика Димитрия, мироточца Солунского, совершается помино­вение всех православных христиан, в вере и уповании скончавшихся. Это поминовение установлено великим юшзем Димитрием Дон­ским после Куликовской битвы в 1380 году и первоначально совершалось лишь о воинах, на брани убиенных.
Польза поминовения о усопших, принесе­ния бескровной жертвы за них и молитв на­ших о них велика и бесспорна. Об этом сви­детельствуют на пространстве тысячелетия (IV-XIV вв.) единогласно отцы и учители Цер­кви: св. Ефрем Сирин, преп. Макарий Египет­ский, св. Иоанн Златоуст, св. Кассиан, блаж. Августин, св. Иоанн Дамаскин, св. Симеон Солунский и др. Польза, происходящая от поминовения усопших, была открыта многимсвятым (см., напр., в житии св. мученицы Перпетуи видение брата ее Динократа, по молитве ее освободившегося от мук). Поэто­му эти поминовения должно совершать с боль­шим усердием. "За совершаемые здесь молит­вы и моления (говорит св. Симеон Солунский), чрез священные жертвоприношения и благо­творение нищим не только согрешившим и в покаянии отшедшим от тела подается отпу­щение и оставление грехов и освобождение от муки, но и праведно пожившим и имевшим благий и богоугодный конец даруется боль­шее отпущение и возвышение, близость и дер­зновение к Богу".
Зная все это, все любящие своих ближних, отшедших отсюда, пусть возносят за них свя­тейшую жертву евхаристии, благотворят ни­щим и умилостивляют Бога своими молитва­ми за усопших в вере правой и уповании вос­кресения; пусть поминают ближних своих и в церковной молитве, и дома. Во всякое время, удобное по настроению душевному или сво­бодное от занятий ежедневных, пусть возно­сят они свои молитвы, веруя, что Бог услышит искренний голос их сердечной молитвы, окрыляемой любовию к ближним.
"Господи, Господи, неизбежен и страшен нелицеприятный Суд Твой! В великом и пре-трепетном смущении дух наш мятется, серд­це содрогается и истаивает, как воск, от еди-наго возвещения Твоего непреложнаго глаго­ла о последнем Суде; немотствует язык от единаго ожидания гласа последней трубы ар­хангела, имущей возбудити от мертвых и воз-звати от живых на Страшный Суд Твой от востока и запада, от севера и юга. О, воисти­ну страшен день тот, в оньже приидеши, Боже, на землю во славе со ангелами и святыми! Горний и дольний вси предстанут тогда со страхом и трепетом; небо и землю призове-ши на Суд судити вселенней в правде и исти­не! Страшен день тот, в оньже престоли по-ставятся, книги разгнутся, и явная и тайная наша деяния, словеса и помышления обличат-ся пред Тобою, пред ангелами и человеками, вкупе же и осудятся: ничтоже бо, Господи, у Тебе сокровенно, еже тогда не открыется, и тайно, еже не уведано будет. Кто возможет, Судие праведный, устояти тогда пред лицем Твоим и целым миром горним и дольним. Аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный како постоит? И кто убо заступит за ны, аще не Твое милосердие, Господи? Камо убежим от праведнаго Суда Твоего? О, пощади, пощади тогда нас и отшедшаго к Тебе приснопоминаемаго нами раба Твоего (имярек), и не осуди его тогда на вечное мучение по грехом его. Благоволи убо, Премилосердый Господи, прияти в небесный и мысленный Твой жертвенник наши жертвы за него — молитвы наши и милостыни, яко кадило бла­говонное, вкупе с молитвами и бескровным священнодействием пастырей Святыя Твоея Церкви, да не постыдится пред Тобою, пред ангелами и целым миром усопший раб Твой [имярек), Услыши ны, Боже наш, и не отрини до конца; виждь коленопреклоненных, повер­гшихся долу пред Тобою, Господи; услыши просящих Твоея милости и Царства Небесна-го усопшему рабу Твоему (имярек). Молим Тя, Премилосердый и Прещедрый Иисусе, егда приидеши со ангелы святыми Своими судити мирови, пощади, пощади тогда, Спасе, создание Твое: образ бо есть неизреченныя Твоея славы. С сокрушенным сердцем молим, про­сим Тя, Спасителю и Искупителю наш, не осуди раба Твоего (имярек) праведным Судом Твоим на вечное мучение, аще достоин есть всякого осуждения и муки; не отлучи его от стада избранных Твоих, но, по неизреченно­му милосердию Своему, долготерпению и любви к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ради Твоих дражайших крестных зас­луг, сподоби его, Владыко, Царствия Твоего, еже уготовал еси любящим Тя от сложения мира, и да внидет в место упокоения, хваля всесвятое и великолепное имя Твое, славя неизреченное милосердие Твое, величая че­ловеколюбие и щедроты Твои, яко Ты еси Бог милости и щедрот, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь" *.
* См. "Молитвы за усопших православных хрис­тиан" (для домашнего употребления). Воронеж, I860, отд. 2, мол. 5, стр. 4247.
Пока до Страшного Суда участь отшед-ших от нас собратий наших не решена ещеокончательно, просите и молите Господа, что­бы Он даровал им освобождение от адских мучений и блаженное упокоение со всеми свя­тыми в нескончаемом Царстве Своем!.. Про­сите тем с большим усердием, что за преде­лами гроба миновало для них время доброго делания, и закрыта уже для них дверь покая­ния. Просите милосердного Господа и веруй­те, что дастся вам по прошению вашему!






???????@Mail.ru

Hosted by uCoz